Все мы являемся потребителями, ведь каждый из нас что-то покупает в магазине, обращается за медицинской помощью, вызывает мастера на дом что-либо починить и т.д. Незнающего закон человека обмануть очень легко, а нечистых на руку продавцов, к сожалению, немало. В связи с этим знать свои права просто необходимо.
Закон о защите прав потребителей
как раз и предназначен для защиты интересов потребителей. В нем прописаны конкретные права потребителей и ответственность за их нарушение, перечислены формы возможных нарушений этих прав, указан механизм защиты.
Основными терминами в данном законе являются следующие: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец. Проще говоря, потребитель – это тот, кто покупает товар или услугу, но только для нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Изготовитель – это тот, кто что-то производит. Исполнитель – тот, кто выполняет какую-либо работу за определенную плату. Продавец – это лицо, которое что-то продает.
Закон о защите прав потребителей
действует совместно с Гражданским Кодексом РФ. На его основе издано свыше 20 подзаконных актов, главная цель которых – исполнение требований данного закона.
В целом, права потребителя выглядят следующим образом:
-
право на безопасность товара (работы, услуги);
-
право на информацию о товаре (работе, услуге);
-
право на качество товара;
-
право быть услышанным;
-
право на выбор;
-
право на потребительское образование;
-
право на возмещение ущерба;
-
право на здоровую окружающую среду;
-
право на судебную защиту;
-
право на удовлетворение базовых потребностей.
Если товар (работа, услуга) оказались небезопасными для жизни, здоровья или имущества потребителя, то он вправе рассчитывать на возмещение вреда. Некачественный товар в ряде случаев можно вернуть продавцу. Потребитель имеет право своевременно получить достоверную информацию о товаре (работе, услуге), чтобы иметь возможность выбрать подходящий для себя по различным критериям. Если цена иска в суд о нарушении прав потребителя не превышает 1 миллиона рублей, то госпошлину отплачивать не придется.
Обращаться с претензиями можно к индивидуальному предпринимателю или организации, нарушившей права потребителя, а также в Территориальное управление Роспотребнадзора или в районные администрации к специалистам по защите прав потребителей. Только специалисты Роспотребнадзора могут провести проверку предприятий розничной торговли по жалобе потребителей, чтобы выяснить все обстоятельства реализации/предоставления некачественных товаров/услуг. При этом проверке подвергнутся образцы продукции и вся документация на нее.
В любом случае, если Вы считаете, что Вам продали некачественный товар или недобросовестно оказали какую-либо услугу, то обязательно нужно отстаивать свои права, не стесняться и не бояться этого, даже если дело дойдет до суда. Ваш пример станет показательным для многих – и для продавцов, изготовителей и исполнителей, которые будут впредь внимательнее, и для других потребителей.