Закон о защите прав потребителя
защищает не только обычных покупателей, приобретающих какие-либо вещи в магазинах, но и туристов. Помимо данного закона, права туристов защищает также ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В целом, можно выделить 3 группы нарушений, допускаемых различными туристическими компаниями:
-
в сфере представления услуг по авиаперевозкам;
-
при проведении экскурсий;
-
при размещении в гостинице (т.е. несоответствие заявленных условий проживания реальным).
Самый большой процент недовольств туристов связано с перелетами и услугами авиакомпаний. Предъявлять претензии к туристской фирме по качеству перевозки багажа и непосредственному перелету можно только тогда, когда стоимость билета была включена в стоимость самого тура, иначе все претензии следует адресовать авиаперевозчику.
Если багаж потерян или поврежден частично или полностью, то туристу для предъявления претензии понадобится багажная квитанция и билет на рейс. При этом авиакомпания понесет ответственность в таких размерах:
-
стоимость багажа с объявленной ценностью возмещается в соответствии с его оценкой;
-
тоимость багажа без объявленной ценности возмещается в размере его общей стоимости (однако не более двух МРОТ за 1 кг веса);
-
стоимость багажа, который находился при пассажире, возмещается в размере его общей стоимости (при невозможности ее установления – в размере не более 10 МРОТ).
При опоздании доставки багажа пассажиру за каждый час просрочки авиакомпания обязана заплатить ему не более 50% от стоимости билета. Правда, сам авиаперевозчик постарается доказать, что просрочка связана с каким-либо форс-мажорным обстоятельством.
Если рейс был задержан, в результате чего было сокращено количество дней пребывания в месте назначения или были понесены другие расходы, пассажир, согласно закону «О защите прав потребителей» может потребовать от туристской фирмы уменьшить стоимость или безвозмездно устранить недостатки оказанной услуги (например, увеличить количество дней проживания), или же возместить понесенные расходы по устранению недостатков туристкой услуги своими силами.
Довольно часто при размещении в отеле может происходить следующее:
-
категория отеля не соответствует условиям заключенного договора;
-
состояние места будущего проживания неудовлетворительное (низкое качество еды, антисанитарные условия, плохое обслуживание);
-
не та удаленность отеля от пляжа или города, отсутствие ожидаемой инфраструктуры.
Что касается нарушений во время проведения экскурсионных программ, то при отступлении гида от указанного маршрута турист может потребовать компенсацию причиненных неудобств.